Итак, мои юные исследователи. Темы для своих работ мы определили. Сейчас я предлагаю вам осзнакомиться с основными этапами работы.
И помните, исследовательская работа, как и всякое
творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
- Найти проблему – что надо изучать.
- Тема – как это назвать.
- Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
- Цель исследования – какой результат предполагается получить.
- Гипотеза – что не очевидно в объекте.
- Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
- Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
- Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
- Методика исследования – как и что исследовали.
- Результаты исследования – собственные данные.
- Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
- Значимость – как влияют результаты на практику.
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Структура
исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В
разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные
части: теоретическую часть и практическую . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.
Тема должна
быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности,
она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – этоактуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель –
какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится
этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении
определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и
защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное
знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она
просто не доказана .
Защищаемые
положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают.
Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается.
Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными
данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования.
Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает
одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь
делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.
Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и
для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный обзор,
т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении,
в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы
должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким
источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно
сделали до вас.
Затем описывается методика исследования.
Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это
описание того, что и как делал автор исследования для доказательства
справедливости выдвинутой гипотезы.
В практической части представляются результаты исследования.
Собственные данные, полученные в результате исследовательской
деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных
источников из обзора литературы по проблеме и установить
закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов,
что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты
получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью
полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо
четко понимать разницу между рабочими данными, и данными,
представленными в тексте работы. В процессе исследования часто
получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно.
Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые
необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть
познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать
основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее
выигрышной формой представления данных является графическая, которая
максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на
место читателя.
И завершается работа выводами.
В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты
исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены
поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий